Составление бюджета продаж, производственного плана, бюджет закупок товаров, бюджет прямых и накладных затрат – операционные бюджеты

Операционные бюджеты необходимы для планирования текущей деятельности компании. Планирование осуществляется с разбивкой по месяцам или кварталам. Планирование  моделирует будущее развитие компании, что позволяет оценить ее возможности , обозначить «узкие» места.

Бюджетирование может осуществляться 2 способами: «сверху-вниз» или «снизу-вверх».

«Сверху-вниз». Для повышения эффективности компании необходимо иметь цель и способ ее достижения, а значит, иметь стратегию. На основе стратегии разрабатываются операционные и финансовые бюджеты.

«Снизу-вверх». Бюджетирование начинается с разработки бюджетов отдельных подразделений (по центрам финансовой ответственности), затем интегрируется в общий бюджет, который включает в себя финансовые бюджеты (Бюджет доход и расходов - БДР, Бюджет движения денежных средств - БДДС, Бюджет баланса).